Для наглядности им приходится демонстрировать те самые карикатуры, оскорбившие мусульман, что воспринимается как очередное оскорбление, и на головы журналистов и руководств их стран вновь обрушивается кочерга мусульманского гнева.
Возможно, норвежская газета, первой перепечатавшая карикатуры из датской газеты, вовсе ничего дурного о мусульманах сказать не хотела. Но норвежское представительство на западном берегу Иордана уже пришлось закрыть для посетителей. Возможно, издание «Франс-суар» также не хотело никого уязвить, но редактор был уволен. Когда карикатуры были продемонстрированы в эфире британской телекомпании ВВС, представитель телекомпании специально отметил, что это было сделано лишь затем, чтобы «дать аудитории понять масштаб противоречий, вызванных данной историей». Пока гнев Аллаха миловал старушку Британию.
В какой-то момент развития всей этой истории, уже прозванной «карикатурной войной», стало понятно, что для европейцев злящие мусульман картинки — это уже не супница, которую вновь приходится надевать на голову для наглядности, рискуя потом получить кочергой, но сама кочерга, схваченная для защиты своих принципов. В обвинениях мусульман европейцы увидели попытку их запугать и угрозу свободе слова, а этого они не терпят. Именно поэтому после того, как мусульманский гнев обрушился на Францию и Германию, с карикатурой раздора на первой полосе вышла ведущая испанская газета «Эль-Паис».
Ислам чтит Иисуса, и мусульмане никогда не стали бы публиковать карикатуры на него, о чем и говорят в эти дни, укоряя европейцев. Но мусульмане напрасно считают, что именно это оскорбило и возмутило бы Запад. Далеко не все понимают, что свобода слова — это едва ли не единственная святыня Запада, трогать которую нельзя. Все остальное предполагает возможность альтернативного мнения и вкуса. Попытка заставить европейца не сказать или не нарисовать хотя бы что-то, что он хочет и может, также оскорбит его, как мусульманина оскорбит малейшая шутка, упоминающая Пророка. Европеец будет из принципа публиковать разрешенную в его стране карикатуру, даже если это карикатура на Магомета, лишь бы свобода слова осталась не попранной. Мусульманин будет готов убить за малейшее оскорбление Пророка, даже если это будет невинная карикатура в европейской газете.
Вот вам и столкновение цивилизаций.
Максим Василенко,
ИА "Росбалт"